История воздухоплавания

ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ. 

Познавая природу, человек не мог не обратить внимание на уникальное явление — полет птицы. Поэтому не случайно крылья в первую очередь были выбраны им в качестве возможного средства летания. Воздействие живого примера на сознание человека оказалось столь мощным, что на протяжении многих веков все помыслы о воздушном полете неразрывно связывались с машущими крыльями. Даже великий Леонардо да Винчи, забавляясь подъемом в воздух легких полых оболочек, наполненных подогретым воздухом, не придавал этому серьезного значения и занимался проектированием летательной машины с машущими крыльями.Первые воздушные шары
А ведь в понимании некоторых вопросов аэродинамики он шагнул вперед на столетия. Немалую роль в дальнейшем развитии воздухоплавания сыграли некоторые фантастические сочинения XVII века. Давая волю воображению, их авторы невольно указывали способы осуществления мечты человека. Фантастические проекты постепенно становились научно обоснованными. Стали появляться и другие идеи обеспечения воздушного полета, например использование аэростатической подъемной силы. Закон Архимеда о выталкивании тела, погруженного в воду, постепенно начинал осознаваться в более широкой области его приложения. Неясно было только одно: как эту силу получить в воздухе. Человек не видел в окружающей его природе непосредственных аналогов предполагаемой летательной машины, хотя и наблюдал каждодневно, как нагретый пламенем горячий воздух устремляется вверх.

“Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей”, – такую записку получил в 1782году Этьенн Монгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа. Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух. Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары). Одна из них, выполненная в виде шара диаметром 3,5 метра, была продемонстрирована в кругу родных и знакомых. Успех был полный – оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Окрыленные успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

    19 сентября 1783 года демонстрация полета воздушного шара состоялась в Версале (под Парижем). Чтобы призвести огромное впечатление на присутствующих королевского двора, шар был сделан необыкновенной красоты, а для еще большего эффекта, братья Монгольфье прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха. Это были первые пассажиры в истории воздухоплавания. Воздушный шар оторвался от помоста и устремился ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МОНГОЛЬФЬЕРЕ.

      Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели – полету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время полета. Это позволяло сделать полет более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье, активного участника постройки монгольфьера. Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим “пилотом” стал поклонник воздухоплавания маркиз дАрланд. И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный полет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров.

Полет братьев Монгольфье был не чем иным, как достижением цели, к которой человек стремился столько веков, стремился не жалея сил, рискуя жизнью, а порой и отдавая ее в неудачных попытках «стать птицей».

Потом были полеты профессора Шарля на шарльерах (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом),профессор Шарль разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на протяжении многих десятилетий.  Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для людей. В оболочке была сделана специальная отдушина для выхода водорода при падении наружного давления. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю. 1 декабря 1783 года шарльер диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Робер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие. Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту – 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлился, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

                 Но  21 ноября 1783 года считается днем начала эры воздухоплавания,  когда после успешного полета  король Людовик XVI даровал отважным воздухоплавателям молодому ученому физику Пилатр де Розье и маркизу Франсуа де Арланд, дворянский титул и земли. Отсюда и повелась традиция: всем, кто впервые поднялся в небо на тепловом аэростате, присваивать новое благородное имя.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ.

 История воздухоплавания была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. Примером тому жизнь Пилатра де Розье. физик по образованию, он одним из первых понял истинное значение изобретения Жозефа Монгольфье. Розье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавания, неоднократно заявляя о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Настойчивость и смелость привели к триумфу: Розье стал первым пилотом-воздухоплавателем, совершив 21 ноября 1783 года вместе с маркизом д’Арландом двадцатиминутный полет на монгольфьере. По его предложению была изменена конструкция монгольфьера, строившегося в 1783 году в городе Лионе для демонстрации полета. В новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. И хотя лионский монгольфьер поднял в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулся земли, это был первый в истории воздухоплавания полет многоместного воздушного шара. Затем Розье ставит новый рекорд. В полете на монгольфьере вместе с химиком Пру он достигает высоты 4000 метров. Добившись этого успеха, Розье возвращается к мысли о дальних перелетах. Теперь его цель – перелет через Ла-Манш. Он разрабатывает аэростат собственной конструкции, объединяющий в себе обычный сферический шарльер и монгольфьер цилиндрической формы. Комбинированный аэростат стал именоваться розьером. Но судьба явно не была благосклонна к Пилатру де Розье. Поднявшись 15 июня 1785 года в воздух вместе со своим помощником Роменом, Розье не успел долететь даже до Ла-Манша. Возникший на розьере пожар привел к трагической гибели обоих воздухоплавателей.

Интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий, а десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения. Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей в действующей армии, и в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль. Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле. После победы французских войск решением Конвента была создана Национальная воздухоплавательная школа –  воздухоплавание стало профессией.

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Впервые в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов осуществил француз Минель 30 марта 1784 года, чем вызвал огромный интерес среди русского населения. Но уже 15 апреля 1784 года в России Екатерина II подписала “Указ о запрещении запускать воздушные шары с 12 марта по 12 декабря (под страхом уплаты штрафа 20 рублей)”, то есть в теплое время года из-за возможной опасности возникновения пожаров.

При Александре I появилась идея вооружить воздушными шарами русскую армию. Однако далее пробных полетов она тогда не продвинулось. А первым российским воздухоплавателем стал штабс-лекарь Кашинский, который в октябре 1805 года самостоятельно совершил полет на шаре-монгольфьере.

              3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через пять лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов.   В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел.   Помимо Менделеева, свой интерес к полетам в небе проявили Алекандр Радищев, Илья Репин, Лев Толстой, Виктор Васнецов и многие другие. А в феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов.

              ХХ век максимально демократизировал полеты. В том числе и в Российской империи. Появился специализированный журнал и аэроклуб. В 1910 прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, в 1924 – Всесоюзные воздухоплавательные состязания.

С расширением знаний по физике атмосферы произошли и существенные изменения в воздухоплавательной технике. Химическая промышленность выпустила новые пластические материалы для изготовления оболочек аэростатов (полиэтилен, полиэтилен-терефталат и др.). Эти материалы прозрачны, прочны, морозостойки, очень легки (1 м2 такой плёнки весит 30—50 г) и мало нагреваются лучами Солнца. На аэростате, выполненном из таких материалов, можно достичь высоты около 40 км и продолжительности полёта более 15 суток. Достижения радиотехники, электроники, автоматики, точного приборостроения и др. позволили создать надёжно летающие и выполняющие сложную исследовательскую программу.

Воздухоплаватели!

Многие годы тысячи воздухоплавателей, влюбленные в небо, радуют своими полетами жителей разных стран. Сейчас в ХХI веке воздухоплавание в Украине набирает свои обороты. Полеты под куполом увлекают все большее число людей. Ежегодно пополняются ряды пилотов воздухоплавателей.

Яркие, впечатляющие полеты воздушных шаров никого не оставляют равнодушными. Приглашаем Вас, людей которые любят все необычное, любят испытать новые эмоции – полетать на воздушном шаре, приглашаем к нам, чтобы стать членом федерации воздухоплавателей!

Использованы материалы статей:

1.http://ru.wikipedia.org

2.Ккандидата технических наук В.В.Володина «Претворение мечты».

FacebookTwitterGoogle+LinkedInOdnoklassnikiVKGoogle GmailYahoo MailMail.RuОтправить

Recent Posts